Женские архетипы в волшебных сказках «Красавица и Чудовище»

la-belle-et-la-bte-la

Читая сказки, мы неосознанно идентифицируем себя с главными героями, что помогает находить ответы, проходить испытания вместе с главными героями к счастливому финалу. Конечно, сказки со счастливым концом, где добро побеждает зло, воодушевляют нас и вселяют надежду на лучшее.

И интересно, что сказки изначально создавались не для детей, а как «сказание»  — накопленный поколениями опыт, который передавался новому поколению, причем взрослым мужчинам и женщинам, и только тем, кто прошли определенную подготовку и необходимые обряды посвящения и инициаций.

Так целью сказки было донести информацию, которая помогала выжить, принять правильные решения, не ошибиться там, где это возможно, то вся предшествующая подготовка юношей и девушек была оправдана – информация должна была попасть в плодородную почву и использоваться во благо жизни.

И так как сказание передавало не только сжатый в историю, но и истинный опыт, прожитый героем, то счастливый финал в сказках был совсем не обязателен. Иногда правдивость истории имела функцию предупредить об опасности на пути. Что иногда лучше остановиться и перестать следовать к пропасти.

Сила сказания заключалась и в том, что именно при данных обстоятельствах, в которые попадают главные герои – развитие сюжета имеет чуть ли не предопределенную силу, которая неминуемо реализует судьбу героев.

Когда вступают в действие такие силы (неосознанные) — они нуждаются в пристальном внимании и анализе. Для чего? Чтобы не управляемые импульсы в человеке сделать осознаваемыми, а осознанное в свою очередь сделать контролируемым и научиться им управлять.

В сказках мы говорим об архетипах – определенных потернах поведения, действий, образов мышления и отношений  к миру, о сценариях, через которые судьбы героев воплощается в жизнь.

И не так уж просты и безобидны бывают сказки, сценарии и замыслы судеб. И в особенности имеет значение наше личное понимание и отношение к сказке. Иногда сказка звучит в оригинале по-другому, а мы ее понимаем именно так, как удобно нам.  И переживая за судьбу любимого героя, не осознаем, что сами же ее и придумали. И оказывается, что это судьба схожа с нашей, и мы ее сами в своей жизни проживаем… И хотя это отдельная тема, просто проведите небольшой эксперимент: вспомните любимую сказку из детства и кратко опишите ее. А потом, если вы ее очень давно не читали, почитайте ее снова в оригинале. Вы узнаете многое не только о своем личном толковании сказки, но и ее судьбе и влиянии на вашу жизнь.

Волшебные сказки
КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ

 

Одна из волшебных сказок «Красавица и Чудовище» дает много интересных возможностей для анализа и толкования. Ее корни уходят в ХVII век и много раз она переписывалась, переиздавалась под разными названиями, была сюжетом многих романов и экранизаций. Один из знакомых нам сцeнapных cюжeтов «Кpacaвицa и Чyдoвищe» также являeтcя oдной из клaccичecких cкaзoчных вapиaций:

Кyпeц oтпpaвляeтcя в пyтeшecтвиe и двe eгo дoчepи пpocят пpивeзти нapяды и дpaгoцeннocти, a млaдшaя poзy. Емy этo нe yдaeтcя, oн тepяeт cвoй пyть и ocтaнaвливaeтcя нa нoчь в зaмкe, гдe yтpoм oбнapyживaeт poзy и cpывaeт ee. Тoгдa нeвидимый хoзяин зaмкa или жe Чyдoвищe пpeдpeкaeт eмy cкopyю cмepть или зaтoчeниe, нo coглaшaeтcя нa тo, чтoбы взaмeн пpишлa дoчь кyпцa. Mлaдшaя являeтcя в зaмoк к чyдoвищy и пpoвoдит тaм длитeльнoe вpeмя, нaблюдaя зa жизнью cвoeй ceмьи чepeз вoлшeбнoe зepкaлo, нo oткaзывaeтcя выйти зaмyж зa чyдoвищe. Зaтeм oнa вoзвpaщaeтcя дoмoй пoвидaть oтцa, нecмoтpя нa пpocьбы чyдoвищa нe дeлaть этoгo. Стapшиe cecтpы cтpoят eй кoзни, и oнa нe являeтcя в зaмoк вoвpeмя, a зacтaeт чyдoвищe yжe yмиpaющим. Oднaкo ee cлeзы вoзвpaщaют eгo к жизни и пpeвpaщaют в пpeкpacнoгo пpинцa. И тoгдa oни жeнятcя.

Часто в интерпретации сказки взаимодействие с чудовищем воспринимается, как необходимое испытание женственности, ее духовной составляющей. И в свою очередь я тоже хотела бы обратить на это внимание.

Примирение Анимуса и Анимы

 

Красавица и чудовище – любимый сюжет юнгианских аналитиков. Где бессознательная мужская часть души женщины — Анимус выводится на осознаваемую поверхность. И в это время происходит ряд трансформаций.

Изначально девушка привязана к отцу.

Отец — это положительный архетипический образ родителя и мужской части души Анимуса. Он помогает, учит, наставляет, оберегает и защищает. Если не происходит дальнейшая трансформация — Анимус несет негативный характер и ограждает женщину от внешнего мира. Девушка как бы становится отрезанной от социума, становится заключенной в доме. В реальности не пройдя внутреннее отделение от отцовской фигуры (разрыва связи), девушке будет трудно строить и налаживать отношения и связи с миром внешним, с другими людьми.

Чудовище, как отрицаемая теневая часть души – пока еще не принимается в его настоящем образе. Эта неосознаваемая часть проецируется на мужчин, преграждает путь к созданию своего союза или становится ошибочным идеалом, являющим «истинную» суть мужчины («все мужчины чудовища»). С чудовищем еще нужно научиться договариваться, научиться видеть его внутреннее содержание.

1.0000000

Тень Чудовища постепенно принимается — девушка учится коммуницировать с ней, слышать ее послания.

Интересно, что в сказке само чудовище изначально является заколдованным мужчиной, а не монстром. Мужчина был наказан за своенравие, гордыню и не уступчивость женщине. По разным версиям сказки – возлюбленной, старухи, просящей о помощи, ведьмы.

Матери девушки в этой сказке нет. И действительно в сказках архетип матери  как бы «умирает». Это происходит, когда девочка еще ребенок или когда становится подростком. На ее место приходит фигура Мачехи или о матери не говорится.

В психологическом смысле – мать для женщины умирает рано, когда девочке исполняется 5-12 лет. Мать либо превращается в другую женщину или каким – либо образом исчезает из ее жизни. Архетип девочки, как героини тоже исчезает, она превращается в девушку, взрослеет.

В реальности именно сильная привязанность к матери становится препятствием для взросления женщины. И в случае такой привязанности — девушка становится инфантильной, и по сути не конкурентоспособной в мире других женщин. Не развивается ее сексуальность, женщина остается психологически не зрелой, не самостоятельной, развиваются непривлекательные черты характера.

Вспомните родных дочерей Мачехи из сказки «Золушка». В сказке она продолжает играть для них роль доброй Матери и девушки вследствие такого отношения стали абсолютно не привлекательными для замужества – спесивыми, капризными, оторванными от личностных ценностей…

1.0000

Поэтому, такая трансформация внутренней матери в Мачеху имеет большой смысл для взросления девочек. И в сказках это часто представляется тем, что настоящая мать умирает и на ее место приходит Мачеха. Так и в реальности девушки-подростки начинают воспринимать свою мать, хотя мать может даже остаться прежней. Это необходимая ступень развития внутреннего архетипа Анимы женщины — женской части души, становление ее личности.

Фигура мачехи – изгоняющая и эксплуатирующая – как теневая архетиапическая часть женской половины души Анимы, учит полагаться на свои силы и как бы подталкивает «уйти из дома». Смысл этих действий в том, чтобы девушка вышла из под опеки родителя и создала свой союз и свою семью.

Когда девушка решается пойти к Чудовищу – вызывающему смятие и страх, но в тоже время оно обладает властью над волшебными силами, несметными богатствами, то ее уход символически означает готовность уйти  от отцовского авторитета и познать свою судьбу – еще более могущественную силу.

1.00000000

Постепенное принятие Чудовища, его помощи, исполнение им желаний девушки – является символом принятия своей внутренней  мужской силы Анимуса и умения с нею входить в контакт, полагаться на ее поддержку, разрешение ей заботиться о себе. Появляется ощущение безопасности личного пространства, защищенности. Происходит примирение частей Души – ее женского и мужского начала через волшебство любви.

Любовь в сказке является символом чудесного перевоплощения истинного облика мужской души из заколдованного Чудища в Принца (изначально Чудовище был принцем).

Союз Анимы и Анимуса венец пройденной инициации. Он способствует раскрытию творческого потенциала, появлению внутренней опоры и осознанного выбора.

Так, обретение отвергаемого Анимуса у женщины – означает обретение силы и выход из внутреннего подчиненности от угнетения ограждающим архетипа Отца.

Увидеть свои собственные негативные импульсы, умение услышать их освобождающее послание  – это также задача трансформации для юной невинной девушки, не обладающей в своем сознании тенью – яростью, силой чудовища, волей, способности к сотворчеству в зрелую самодостаточную личность.

1.0

 

Значение любви — исцеление

 

Одно из ошибочных толкований сказки «Красавица и Чудовище» состоит в том, что женщина способна исцелить мужчину любовью.

И это ошибочное понимание становится причиной разочарований. И дело здесь всего в одном — своей любовью Красавица расколдовывает Чудовище, который изначально был человеком (Принцем). Она не исцеляет монстра и не превращает его в человека. По сути она не занимается перевоспитанием.

Мы знаем, что в психологии смысле основная трансформация личности, которая поддается внешнему воздействию (воспитанию) заканчивается примерно к 5-7 годам. И к этому моменту формируется личность, которая дальше будет уже только крепнуть и взрослеть. Но основные ее черты к этому времени уже сформированы.

Поэтому взрослого человека невозможно перевоспитать. Он даже с большим трудом это может сделать сам. И удается ему это только благодаря своему внутреннему желанию и большой роботе над собой.

Любовь может послужить стимулом для роста, но только не самим лекарством для исцеления чужой души. Она не является достаточным для этого средством. Любовь лишь толчок. Причина изменений — в стремлении самого человека. И единственное основание для исцеления – это изначальное наличие человеческой природы – Чудовище изначально было Принцем.

Но люди всегда верят в свои шансы… И от того существуют различные теории, архетипы, сказки, были и сказания…

В реальности такое желание исправить другого и вера в действия сил любви – это скорее ловушка, которую ставит женщину в зависимость. Не желание брать ответственность, работать со своей самооценкой и большое желания спасать — стать причиной счастья другого человека, мешают увидеть реальность без ее иллюзий.

Поэтому, часто под такой верой в исцеляющую силу любви кроется самообман, вытеснение, желание идеализировать чужие чудовищные поступки, придать им благородный облик. Но суть таких историй неизменна. Чудовище оно как бы всегда остается «спасаемым», и ни когда «превращаемым» (в Принца).

Для женщины в такой паре внутренним фоном звучит «Он убьет меня если я…», что-нибудь сделаю, что вызовет вину или его гнев — отклик на мои «завышенные» к нему и его поступкам требования.

Быть готовой на любые уступки, чтобы мужчина не ушел – это еще одна идея о понимании роли любви. Но иногда почему-то женщине самой хочется сбежать и спастись… И так как судьба героя и часто видимые антисоциальные поступки, его изоляция и отчуждение от общества, вызывают сочувствие и желание помочь, то все равно наступает такой момент, когда не понятно кого больше жалеть – себя или его?

Финал такой сказки — Чудовище поглощает своего спасителя. Спаситель становится жертвой.

И наверное, лучше было бы спастись бегством. Лучше было бы женщине «достать» свое внутреннее Чудовище — не пожелать мириться, проявлять уступчивость и добродетель, а отстоять себя в ответ на чудовищные поступки…

1.000

Подчеркну, что в этой сказке чудо любви несколько не умоляется. Просто любовь и принятие не являются гарантией от всех невзгод. И иногда лучше проявить свою «звериную» сущность, и все-таки сбежать…

Для исцеляющего воздействия любви необходимо одно важное условие – изначальное присутствие человеческого в Чудовище. И женщине важно научиться это самой определять, не ошибиться в выборе. Только в этом случае в развитии сюжета возможен счастливый конец. И только тогда женщина способна расколдовать мужчину. При этом расколдовать от заклятья очень специфического –  в сказке оно наложено другой женщиной (материнского теневого архетипа, также налагающего свои нормы, ограничения, правила имеющие эгоистическую родительскую установку, не позволяющие мужчине проходить инициацию во взрослую жизнь, как и в случае с отцовской архетипом в отношении к дочери). Это именно заклятье, а не душевный изъян, присущий истинной природе отдельного мужчины:

По сказке Красавица не может выйти замуж за Чудовище, пока он не станет человеком (Принцем).

А принятие своей звериной сущности – инстинктов, чувств, импульсов и примирение этих сил внутри своей Души –  является для женщины символом пройденных инициаций. Мужчина в этой сказке тоже проходит проверку на сохранение своей Души – деньгами, властью и звериным обличаем – и он остаться человеком внутри. Происходит превращение в Принца.

Конец.

P.s. Спасибо за интерес к моим материалам!
Обязательно поделитесь вашими впечатлениями в комментариях. Задавайте вопросы.


comments powered by HyperComments