Как узнать себя настоящую?

234355

Для чего нужны роли? Почему они меняются в зависимости от ситуации?

Попадая из одной группы в другую, люди играют свойственную именно в данной обстановке роль. Группы меняются – семья, коллектив, спортивная команда, зрители, официальная встреча, покупатель — продавец … –  меняются и соответствующие им роли.

На работе, в семье, дружбе, в команде человек в прямом смысле «играет» роль. И от того как мастерски (или не очень) он ее сыграл и будет зависеть его принятие или непринятие со стороны членов группы.

По тому, как человек ведет себя в каждой из них (или в одной) – можно судить о его личности – кто он, что для него важно, каков он есть, как личность.

От нас всегда ждут определенных действий и поступков. Если действия не оправдываются и не соответствуют ожиданиям, то за ними следуют санкции. В зависимости от степени «тяжести нарушения» — это тихие протесты, лишение внимания, избегания общения, выговор, какой-то штраф или любое другое наказание, чтобы «провинившийся» как можно скорее «исправился». Т.е. по сути, вернулся к более качественному исполнению своей роли.

Проблема в том, что не всегда человек искренен в своей игре (и не обязательно намеренно не искренен). К ролям легко привыкнуть и они начинают проигрываться на автомате. Например, по привычке изо дня в день входя в одну и ту же роль начальника, человек и дома начинает вести себя так же. Роль как бы прилипает к нему, и в ней он осуществляет уже ставшие шаблонными действия.

Так выполняется набор «правильных действий», но судить о личности становится практически не возможно – появляются маска, форма становится важнее содержания.

Вместо того, чтобы менять роль и стараться сыграть ее мастерски, вкладывая душу и навыки, быть настоящим, человек меняет маску и действует на автомате.
Вроде все правильно, но с таким человеком почему-то не хочется быть — скучно, не интересно… Нет настоящей игры.

Маски, как и мастерски сыгранные роли позволяют оставаться и успешно функционировать в мире . Человеку нужна принадлежность, самому по себе все равно не быть. Поэтому маски и роли во многом служат оправданию ожиданий общества. Но суть у них разная.

«Играть себя» сложнее, чем просто одеть маску (для этого нужна смелость),  но это как раз к вопросу – «быть или казаться». Выбор всегда остается за нами.

Следующее упражнение из практики арт — терапии. Оно настолько простое, что не потребует ни каких дополнительных условий, просто возьмите лист и карандаш. И в то же время благодаря этому упражнению Вы сможете увидеть себя немного с другой стороны, понять и изменить поведение в самых разных жизненных ситуациях.. И даже просто в качестве эксперимента оно все равно будет интересным и познавательным.

Предлагаю начать.

Жизнь театр, и люди в нем актеры. Предлагаю отправляемся в «Театр масок».
Возьмите лист бумаги, лучше больше, ручку или карандаш и нарисуйте используя свое воображение маски, имеющие следующие значения:
— маска — «Я себя таким не знаю»,
— маска — «Я себя таким боюсь»,
— «Моя любимая маска»,
— «Твоя любимая маска»,
— «Я не хочу, чтобы меня таким видели»
— «Такого меня ни кто не знает»,
— «Такой я для мужчин»,
— «Такой я для женщин»,
— «Такой я для Бога»
Можете также придумать новые названия и свои варианты.
После того, как нарисуете все, нарисуйте себя – кто Вы есть на самом деле — без маски:
— «Вот такой Я есть».

Обязательно поговорите со всеми масками. Скажите каждой, что именно благодаря ей Вы узнали и за что благодарны.

С масками можно работать, адаптировать и изменять по вашему усмотрению. Усиливать образы, изменять на те, которые вам больше нравятся или, например, найти такой образ, который поможет еще лучше в чем-то себя проявлять, поддержит.
Самое главное, что дает данное упражнение, понимание, что Вы не маски – Вы тот, кто их выбирает.

comments powered by HyperComments