В этой статье хочу привести пример разбора архетипического сюжета «Мачеха и падчерица» на примере сказки «Дочь и падчерица» .
Ниже публикую вариант одной из ранних версий сказки и разбор ее архетипических сюжетов. Если тема тайных шифров сказок вам интересна — приглашаю к прочтению.
Дочь и падчерица
…Жил старик со старухою, и была у него дочь. Вот старуха-то померла, а старик обождал немного и женился на вдове, у которой была своя дочка.
Плохое житье настало стариковой дочери. Мачеха была ненавистная, отдыху не дает старику:
— Вези свою дочь в лес, в землянку, там она больше напрядет.
Что делать! Послушал мужик бабу — свез дочку в землянку, дал ей кремень, огниво да мешочек круп и говорит:
— Вот тебе огоньку; огонёк не переводи, кашу вари, а сама не зевай — сиди да пряди.
Пришла ночь. Красная девица затопила печь, заварила кашу; откуда ни возьмись, мышка — и говорит:
— Девица, девица! Дай мне ложечку кашки!
— Ой, моя мышенька! Разговори мою скуку — я тебе дам не одну ложку, а досыта накормлю.
Наелась мышка и ушла. Ночью вломился медведь:
— Ну-ка, девица, туши огни да давай в жмурки играть
Мышка вскарабкалась на плечо стариковой дочери и шепчет ей на ушко:
— Не бойся, девица! Скажи «давай»! Туши огонь да под печь полезай, а я за тебя стану бегать и в колокольчик звенеть.
Так и сделалось. Гоняется медведь за мышкою — не поймает. Стал реветь да поленьями бросать. Бросал-бросал, ни разу не попал, устал и молвил:
— Мастерица ты, девица, в жмурки играть! За то пришлю тебе утром ста до коней да воз серебра.
Наутро говорит баба:
— Поезжай, старик, проведай-ка дочь, что напряла она в ночь.
Уехал старик, а баба сидит да ждет: как-то он дочерние косточки привезёт.
Пришло время старику ворочаться, а собака:
— Тяф-тяф-тяф! С стариком дочка едет, стадо коней гонит, воз серебра везет.
— Врешь, мерзкая собачонка! Это в кузове косточки гремят!
Вот ворота заскрипели, кони во двор вбежали, а дочка с отцом на возу сидят: полон воз серебра. А у бабы от жадности глаза разгорелись.
— Экая важность! — кричит. — Повези-ка мою дочку в лес; моя дочка два стада коней пригонит, два воза серебра притащит.
Повез мужик и бабину дочь в землянку; дал ей кремень, огниво, мешочек круп и оставил одну. Об вечеру заварила она кашу.
Прибежала мышка:
— Наташка! Наташка! Сладка ль твоя кашка? Дай хоть ложечку!
— Ишь, какая! — закричала Наташка и швырнула в нее ложкой.
Мышка убежала, а Наташка знай себе, уплетает одна кашу. Съела полный горшок, огни задула, прилегла в углу и заснула. Пришла полночь, вломился медведь и говорит:
— Эй, где ты, девица? Давай в жмурки играть.
Девица испугалась, молчит, только со страху зубами стучит.
— А, ты вот где! На колокольчик, бегай, а я буду ловить.
Взяла колокольчик, рука дрожит, колокольчик бесперечь звенит, а мышка приговаривает:
— Злой девице живой не быть!
Медведь бросился ловить бабину дочку и, как только изловил ее, сейчас задушил и съел.
Наутро шлет баба старика в лес:
— Ступай! Моя дочка два воза привезет, два табуна пригонит.
Мужик уехал, а баба за воротами ждет. Вот прибежала собачка:
— Тяф-тяф-тяф! Не бывать домой бабиной дочери, старик на пустом возу сидит, костьми в кузове гремит!
— Врешь ты, мерзкая собачонка! То моя дочка едет, стада гонит, возы везёт. На, скушай блин да говори: бабину дочь в злате, в серебре привезут, а стариковой женихи не возьмут!
Собачка съела блин и залаяла:
— Тяф-тяф-тяф! Старикову дочь замуж отдадут, а бабиной в кузове косточки привезут.
Что ни делала баба с собачкою: и блины ей давала, и била ее, — она знай свое твердит… Глядь, а старик у ворот, жене кузов подает; баба кузов открыла, глянула на косточки и завыла, да так разозлилась, что с горя и злости на другой же день померла. Старик выдал свою дочь замуж за хорошего жениха, и стали они жить-поживать да добра наживать.
Какие универсальные и драматические архетипы встречаются в этой сказке?
Архетипический сюжет сказки — «Мачеха и падчерица»
Шаги сюжета:
1. Изначально жизнь героини проходит в пространстве Любви с родными родителями – стариком и старухой. Но через некоторое время происходит смерть матушки и в ее семью является мачеха.
2. Далее героиня живет в условиях отсутствия Любви, взаимодействует с мачехой и ее дочерью. Девушка выполняет различные капризы и поручения мачехи и ее дочки, проходит первые испытания на жизнестойкость.
3. Мачеха отправляет девушку из дома и та попадает в другой мир, встречается со страшным существом, проходит испытание, получает за это подарки и преображается. Социальный статус героини в результате меняется. В этом ей помогает мышка.
Архетипы Матери и Мачехи
Мать девушки в этой сказке умирает. И действительно в сказках архетип матери рано «умирает». Это происходит, когда девочка еще ребенок или когда становится подростком. На ее место приходит фигура Мачехи.
В психологическом смысле – мать для женщины умирает рано, когда девочке исполняется 5-12 лет. Мать либо превращается в другую женщину, или каким – либо образом исчезает из ее жизни.
Архетип девочки, как героини тоже исчезает, она превращается в девушку, взрослеет.
В реальности именно сильная привязанность к матери становится препятствием для взросления женщины. И в случае такой привязанности — девушка становится инфантильной, не конкурентоспособной в мире других женщин:
— не развивается ее сексуальность;
— женщина остается психологически не зрелой;
— не самостоятельной;
— развиваются не привлекательные черты характера.
Мачеха для родной дочери в сказке продолжает играть роль доброй Матери и девушки вследствие такого отношения не прошла испытание, инициацию, а значит осталась абсолютно не привлекательной для замужества:
— спесивой,
— капризной,
— оторванной от общечеловеческих ценностей…
Поэтому, такая трансформация внутренней матери в Мачеху имеет большой смысл для взросления девочек. И в сказках это часто представляется тем, что настоящая мать умирает и на ее место приходит Мачеха.
Это необходимая ступень развития женщины, становление ее личности.
Фигура мачехи – изгоняющая и эксплуатирующая – учит полагаться на свои силы и подталкивает «уйти из дома». Смысл этих действий в том, чтобы девушка вышла из под опеки родителя и создала свой союз и свою семью.
Женские инициации Героини — получение доступа к архетипу «Хранителя»
1. Героиня подключается к глубинным пластам Женского коллективного бессознательного благодаря встречи с Антагонистом и Хранителем.
Медведь в данной сказке – представляет одновременно Архетип Антагониста и Хранителя.
Как Антогонист он испытывает героиню на ее «пригодность» к жизни.
Основное испытание для героини заключается в том, что явившееся в дом страшное существо предлагает девушке играть в жмурки.
Жмурки – это мотив «слепой ищет зрячего» синонимичен другому мотиву «мертвый ищет живого». Игра в жмурки привносит с собой значение соприкосновения с иным миром, возможностью переродиться и изменить свою судьбу. Но он также несет и опасность «не возвращения». Если героиня не пройдет тест – ее постигнет смерть.
Ставка инициации – человеческая жизнь. И девушка играет. Надо переиграть.
Как Хранитель Медведь одобряет посвящение героини на более высокий уровень знаний и социального статуса после того, как девушка переигрывает его в жмурки.
2. Главная инициация героини — подготовка девушки к взрослой замужней жизни и получение доступа к архетипу «Возлюбленной».
Героиня проходит испытания женской работой — посвящается в женские тайны. В сказке присутствуют испытания на выполнение женской работы:
— затопить печь,
— заварила кашу,
— прясть.
Героиню сказки мышка называет девица, пройдя испытание, в результате которого приобретается добро и девушка преображается — получает подтверждение и уверенность в своей собственной женской силе.
Богатое приданое, открывает путь к престижному браку и к самому лучшему жениху. Девушка получает возможность изменить свой социальный статус и вступить в брак, то есть переходит в группу невест, девушек на выданье.
В конце сказки героиня успешно выходит замуж.
3. Получение знаний о тонких отношениях с миром.
Мышка обитает за пределами жилой части дома, обычно под полом. Поэтому Мышка относится к этому и другому миру. Мышка также олицетворяет архетип «Помощника».
Мышка независимое лицо и выступает в качестве Помощника и Дарителя.
Мышка не только заменяет девушку в игре в жмурки, но и помогает ей хорошо выполнить домашнюю работу и получить приданое. Таким образом, кормление мышки обеспечивает получение награды.
В сюжете присутствуют два испытания. К первому испытанию девушку приглашает мышка. И как, кому на руку она будет действовать дальше – неизвестно. Но здесь девушка воздействует на нее правильно – дает ей кашу. Мышка выбирает помогать, потому что ей тоже принесли пользу.
Мышка также может выступать в качестве метафоры женской интуиции. А кормление мышки можно соотнести с необходимостью «кормить» инстинктивную женскую суть, не забывать ее, не игнорировать, но прислушиваться к ее советам.
4. Получение доступа к родовой информации, тайне крови.
Медведь также принадлежит к другому миру. В древности — это тотемный зверь, предок, который приходит в избушку в определенное место во время совершения обряда, ритуала.
И он предлагает игру в жмурки. Это обряд инициации. Обряд приема в люди. Надо доказать, что ты человек и достоин принять знания. Раньше итогом инициации могла быть буквально смерть.
Архетип Героини
Интуитивно архетип Героя знаком каждому. И доступ к нему у нас больше, чем больше мы берем ответственность за свою жизнь и принимаем решение поступать иначе – проходим личные инициации.
Архетип Лжегерони
Потом в землянку приходит отрицательная героиня. Она, ведет себя не правильно:
— не дает ритуальной пищи мышки,
— не понимает, что это место инициации, что надо доказать, что ты не боишься смерти, что пригодна к жизни.
Поэтому испытания не проходит.
В этом варианте сказки от нее остаются только косточки. В более позднем – Медведь дарит ей антиприданное, позорит. И она если и получит возможность выйти замуж, то за такого же незрелого мужчину, калеку, урода… Нормальный жених ей уже не доступен. И престижного брака у нее уже не будет.
Интересны ли вам тайные шифры сказок?
Какие «сказочные» уроки на примере разбора сказки «Мать и Падчерица» вам больше всего откликнулись, запомнились? Поделитесь в комментариях.